Один чудесный случай в забытой горной деревне на Пасху
– Несколько лет назад жители одной из горных деревень Эгины остались без священника, – сестра сделала длинную паузу и набрала легкими воздух, будто собиралась брать невидимую высоту. – Время шло, а нового священника все не назначали. Наконец настал Великий пост, и крестьяне заволновались. В Греции в первую и последнюю неделю Святой Четыредясятницы прекращается работа и учеба – Эллада молится. Везде приспускаются флаги – как траур о распятом Христе, люди ежедневно стоят на длинных Великопостных службах, ходят крестными ходами по всей округе парафии, держат строгий пост без елея, а многие вообще не вкушают. Остаться в это время без священника для прихода вещь немыслимая.
Посоветовавшись, крестьяне решили написать просительное письмо правящему архиерею епархии. «Святый Владыка, – умоляли обитатели деревни, – пришлите нам священника хотя бы на время Страстной недели и Пасхи. Чтобы мы могли достойно приготовиться, покаяться, помолиться и радостно со всем миром встретить Светлое Христово Воскресение. Не оставьте нас сиротами, Святый Владыка, не забудьте о нашей скорби. Пришлите нам иерея, которого благословит Ваше Высокопреосвященство».
Епископ прочитал письмо и на ближайшем епархиальном собрании в череде других вопросов огласил просьбу мирян Эгинского селения: «Кто сможет поехать, отцы, в эту деревню?» Но каждый из присутствовавших объяснял свою занятость и называл причину, почему поехать не сможет. Затем собрание перешло к другим вопросам, и письмо горцев оказалось засыпано ворохом других бумаг. А потом о нем просто забыли по причине многих хлопот и приготовлений к приближающейся Пасхе.
Наконец настал Великий День Воскресения Христова, который в Греции чрезвычайно празднично и торжественно встречают всем миром. Православие – официальная религия Эллады, и здесь это еще и государственный праздник, который отмечается с участием не только церковной, но и правительственной иерархии. Прошла первая праздничная седмица, епархиальные служащие вышли на рабочие места, и вскоре архиерей обнаружил на своем столе новое письмо из горной деревни. «Святый Владыка! – писали крестьяне. – Нет слов, чтобы выразить всю нашу благодарность и сердечную признательность за Ваше пастырское участие и помощь нашему приходу. Будем вечно благодарить Бога и Вас, Святый Владыка, за благоговейного священника, которого Вы нам прислали, чтобы встретить Пасху. Никогда нам еще не приходилось молиться с таким благодатным и смиренным слугой Божьим…»
Ближайшее епархиальное собрание архиерей начал с вопроса: «Кто из священников ездил в деревню, из которой прошлый раз зачитывалось письмо?» Все молчали, никто не отозвался. Великое недоумение и горячее любопытство овладело святителем. Через несколько дней каменистые горные дороги острова Эгина клубились пылью – в загадочное село мчался архиерейский кортеж. Впервые в жизни в эту забытую деревню приехал Владыка с пышной свитой. С пасхальными куличами, кулуракией, крашенками и цветами их встречали жители в полном составе от старого до малого и торжественно проводили в небольшой старинный храм.
“Нет ничего неисцелимого для святого Нектария”
Зажигаю привезенные из Киево-Печерской Лавры свечи. Оглядываюсь – пожилая монахиня в углу на стуле, прикрыв глаза, мерно перебирает четки – и прикладываюсь еще раз к мощам митрополита Нектария. Уже в наше время одной монахине из Эгинского монастыря святитель явился в тонком сне, облаченный в епископские одежды и сообщил: «Я присутствую в мире своими мощами… Пусть священник, который знает меня, благословит всех, кто приходит за облегчением, очищением, прощением… Мои мощи – это моя епитрахиль». После длинной паузы он добавил: «У меня горячее желание помочь людям… ибо я вижу Христа… Он все еще распят».
Нас зовут в келию святителя. Скромная комнатка с белеными стенами и иконами на них свидетельствует о хозяине-аскете. Узкая железная кровать в уголке, стул, стол и старинный шкафчик с коллекцией морских губок – промыслом местных ловцов. Это подарок святителю от местных жителей. Однажды ловцы губок на Эгине перед уходом в море помолились своему святому покровителю и обещали преподнести ему первую выловленную губку в обмен на его благословение. Все пойманные в тот день губки были помечены знаком Креста. Потрясенные ловцы тут же принесли их в монастырь.
– Спаси, Господи, братья и сестры! – На порог келии ступила монахиня средних лет. – Слава Богу, что вы приехали к святителю Нектарию.
Одновременно раздался громкий шепот: «Наша!» Через минуту матушка уже ставила нам традиционное в греческих монастырях угощение – кофе с лукумом.
Нам уже известно, что святителя Нектария почитают в Греции как великого чудотворца. Что в Элладе даже есть народная пословица «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Много чудесного о святителе нам рассказывали наши гостеприимные хозяева из православного центра «Солунь», что-то мы слышали от людей. Но мы ждали исполнения предчувствия – того, что еще не рассказано и не описано. И в ответ на нашу молчаливую молитву матушка отставила кофейник и села рядом на темную отполированную рясами лавку, на которой, возможно, сиживал сам святитель.
Мало кто знает, что гимн этот написан рукой и сердцем Нектария Эгинского
Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице,
Царице, Мати Дево, Руно, всех покрывающее,
Превысшая Небесных Сил, нетварное сияние,
Ликов девичьих Радосте и Ангелов Превысшая…
В 1904 году владыка с несколькими духовными чадами, девушками, желавшими посвятить себя Христу, приехал на остров Эгина с тем, чтобы выбрать место для монастыря. Благословенный остров! Здесь даже собаки не лают на незнакомцев. Повстречав на своем пути прохожего, мужчину или женщину, вы чаще всего услышите Христово приветствие: «Радуйтесь!» На скудные средства и пожертвования благотворителей Нектарий приобрел развалины старого монастыря. На одной из мраморных плит, укрепленных на стене церковного притвора, написано: «Нектарий, Митрополит Пентапольский, воздвиг сей храм в вечную славу Триединого Бога.»
Однажды Эгинский монастырь, находившийся еще в стадии строительства, посетил митрополит Афинский. Остановившись у служебного входа, он попросил у бедно одетого старика, готовившего строительный раствор, позвать митрополита Пентапольского. Старик тотчас отправился за «ним». Когда Афинский митрополит увидел рабочего, превратившегося в иерарха, он испытал некоторое замешательство и сказал:
– Это ты, Нектарий? В таком виде?.. Через несколько лет твой монастырь, на который ты тратишь столько сил, будет выглядеть так же, как развалины напротив.
Святитель вдохновенно ответил:
– Брат мой и сослужитель, речь вовсе не о том, придет ли мой монастырь в такое состояние, как ты говоришь. Наоборот, в скором времени эти развалины восстанут на острове во славу Триединого Бога.
Божии люди не ведут дневников, поэтому мы знаем очень мало об их внутренней жизни, их внутренняя борьба нам неведома. Один живший на Эгине аскет рассказывал, что святителя видели молящимся со слезами на глазах в храме перед святыми иконами в течение трех дней и трех ночей без всякой пищи и без воды. Никто не знает, какое испытание он тогда претерпевал. Лишь после явления Ангела Господня он покинул храм и, победив искушение, вернулся к обычной повседневной жизни. Искушениям подвергаются даже святые – до самого конца их земной жизни.
Люди, которым довелось молиться с владыкой, говорили, что эти службы были подобны той Литургии, которая должна совершаться на Небесах. Ибо сам святитель удостоился стать обиталищем Духа Святого и обладателем благодатных дарований.
Последний год жизни в монастыре святитель страдал от нестерпимых болей. У него был рак. Два месяца он провёл в Афинской больнице, куда его привезли две монахини. Глядя на маленького, одетого в выцветшую рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный спросил: «Он монах?» «Нет,– ответила сестра, – он епископ.»
Дежурный несказанно изумился: “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег”
Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Вскоре медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывались раны владыки, благоухают. 9 ноября 1920 года в возрасте семидесяти четырёх лет душа святого отошла ко Господу. Сиделка, готовившая тело к погребению, положила его рубашку на край соседней кровати, где лежал больной, много лет страдавший параличом. Палата наполнилась дивным благоуханием, и парализованный тут же встал с постели здоровым. Благоухание разлилось по всей больнице и не исчезало несколько дней. Тело митрополита начало обильно мироточить.
Когда гроб привезли на Эгину, весь остров со слезами вышел проводить своего святого. Его хоронил простой народ, который любил его как родного отца. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что благоухает даже одежда, в которой они были на похоронах. Когда спустя три года вскрыли монастырский склеп, где был погребен святитель Нектарий, то обнаружили его тело и облачение совершенно нетленными. Тление не коснулось даже фиалок, положенных в гроб девочкой.
20 апреля 1961 года митрополит Нектарий был причислен к лику святых Вселенской Церковью. А бесчисленные чудеса, сотворенные святителем, не прекращаются с момента его блаженной кончины
До конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Он вынужден был подписывать все свои бумаги «путешествующий епископ». Неудивительно, что именно этот Божий странник, спустя почти восемьдесят лет после своего преставления, был послан Иисусом к пастухам в горную деревню, оторванную от мира, но близкую к Небу служить Пасхальную Литургию. Христос благоволит пастухам, которые первыми пришли Ему поклониться. Он любит простецов, как и Его верный слуга Нектарий. Приемный сын владыки говорил: «Он очень любил местных жителей, особенно бедных и смиренных. Когда кто-либо из высокопоставленных лиц приходил к нему в кабинет, он говорил мне:
– Дитя мое, как они пусты, эти эрудиты…»
Своих смиренных и простодушных чад Господь доныне удостаивает величайших чудес и утешает молитвами ангелов и святых. Подтверждением тому эта потрясающая история-символ, случившаяся в наши дни. Она вырастает до Библейской эпопеи, простирается от времен праотца Авраама до святителя Нектария Эгинского. Все так же в ее центре, посреди безумного мира, до предсмертного хрипа, сдушенного сетями тоталитарной цивилизации, в ковчеге-колыбели на вершине горы действуют герои, прообразы которых воспеты еще в псалмах царя Давида. Эта история возвышается до Евангельской притчи. До древнегреческого эпоса. До мистерии-архетипа, где Пастырь и стадо вместе в блаженной вечной радости празднуют Пасху. Где законы, образы и сюжет неизменны ныне и присно и во веки веков.
Обратная дорога к старой акации расплывалась под ногами от жары и слез. Проводник оглянулся на уткнувшихся в стекло паломников и коснулся клавиши. Каплями живого дождя полился звук ангельского гимна Агни Парфене, исполняемый братией Афонского монастыря Симоно Петра:
Небес Честная Сило и Свете, паче всех светов,
Радуйся, Невесто Неневестная.
Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств,
Радуйся, Невесто Неневестная…
…Автобус медленно двинулся по спуску. За окном поплыли розовые скалы, красный купол, свечки кипарисов. А звук нарастал и взлетал ввысь:
Священная и Непорочная, Владычице Всепетая,
Радуйся, Невесто неневестная.
Приклони ко мне милосердие Божественнаго Сына,
Радуйся, Невесто неневестная.
Ходатайце спасения, припадая взываю Ти: Радуйся, Невесто неневестная!