• Post author:

Е.Н. Богачев

Старчество стало феноменом, вытекающим из исторического развития аскетики и мистики Вселенского Православия. Оно является неотъемлемой частью истории Русской Православной Церкви.

Необходимо отметить, что старчество не возникало само по себе, но, по словам архиепископа Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского, †1919): «…старцы Божии … Их не создашь одним предписанием: их надобно воспитывать в святых обителях, как нежные цветки в оранжереях …» (1, с. 859). Именно формирование благоприятных условий для возникновения института старчества в обителях стало главной задачей лучших представителей монашества (4, с.153). В центрах старчества формировались самобытные школы, в которых ученики старцев, опытно, при личном общении проходили через отсечение своей воли и смирение. Старчество не было ограничено стенами обители или какого-либо места. Ученики старцев, направленные священноначалием на новые места, нередко основывали новые центры старчества (5, с. 1002-1018). Именно таким центром стал в 1843-44 гг. Гефсиманский скит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Скит прославился своими насельниками – старцами. Особый интерес в гефсиманской школе старчества представляет то, что ученики, ставшие старцами, были не только иноки, например, прп. Герман (Гомзин, †1923) – один из основоположников старчества Смоленской Зосимовой пустыни, но и миряне. Случаев прохождения послушания у старцев мирянами, которые впоследствии сами стали опытными наставниками в духовной жизни, крайне мало. Старчество вне монастыря – явление исключительное, и, как правило, в той или иной степени связанное с монашеским образом жизни (6, с.42). Одним из ярких примеров формирования старца в миру является прп. Серафим Вырицкий (Муравьев, †1949), который десятилетия живя в миру, проходил школу послушания у гефсиманского старца прп. Варнавы (Меркулова, †1906).

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился в 1866 г. в семье Николая Ивановича и Хионии Алимпьевны, людей богобоязненных и глубоко верующих, с первых дней прививших сыну любовь к Богу. Семья Муравьевых любила посещать святые места, с особой радостью они приезжали в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и относящийся к ней Гефсиманский скит. В одной из таких поездок состоялось знакомство юного Василия со своим будущим духовный отцом, старцем-наставником прп. Варнавой Гефсиманским. Однажды духоносный старец наставил отрока: «Что бы ты ни делал, думай о Боге, и Бог поможет тебе» (цит. по 7, с. 27), и Василий за послушание принял это наставление и исполнял его до конца своих земных дней. Хорошая память мальчика позволила запечатлеть все, чему наставлял его старец и готовить себя в духовные дети и ученики подвижника благочестия. Так начался путь преображения человека, который исполняя свое служение вмиру, устремляет сердце к горнему, всецело следуя Христу.

С ранних лет пришлось Василию трудиться, оказывая помощь овдовевшей матери. Время, свободное от мирских забот, он проводил в храме на богослужениях, либо за чтением Священного Писания и святоотеческих творений. Следуя наставлениям гефсиманского старца, Василий имел постоянное внимание к своим помыслам и желаниям. Прожив благочестиво много лет, подвижник почувствовал острую необходимость в духовном наставнике. Промысел Божий вновь приводит Василия, уже юношу, к отцу Варнаве, который в конце XIX в. стал для православных людей таким же духовным учителем, каким был в начале того века преподобный Серафим Саровский (†1833). После продолжительной беседы старец Варнава благословил Василия стать его духовным чадом.

В их личных, нравственных качествах было очень много общего главным из которых было желание служить Богу и ближним, а духовная близость была крепка, хотя они по многу не видели друг друга лично. Между редкими встречами прилежный послушник исполнял наставления духоносного отца о молитве, чистоте ума, милосердии, а старец советами и святыми молитвами оберегал ученика от соблазнов мира.

По благословению прп. Варнавы Василий Николаевич в 1889 г. венчался с Ольгой Ивановной Нетрониной. С первых шагов супружеской жизни молодая чета Муравьевых была под духовным окормлением старца. По молитвам святого Господь даровал им способность умело совмещать попечения о земном с задачами духовными. Послушные наставлениям о. Варнавы Василий и Ольга смотрели на мир как бы со стороны, не прилагая сердца ни к чему земному. Щедро делился о. Варнава духовным опытом, готовя духовных детей к иночеству и суровым испытаниям. В 1895 г. у Муравьевых родился сын Николай, а позже и дочь Ольга, скончавшаяся в младенчестве. После смерти дочери, благочестивые супруги берут на себя подвиг воздержания и с благословения старца живут как брат и сестра во славу Божию.

Примечателен один случай в отношениях наставника и ученика. Это произошло во время их встречи в Гефсиманском скиту. После продолжительной коленопреклоненной молитвы в келии старца, о. Варнава трижды благословил своего духовного сына, возложив на него руки. По воспоминаниям самого Василия Николаевича, в душе его и на сердце разлилось какое-то необыкновенное спокойствие до конца его земной жизни, обострилось духовное зрение и окрепла память (7, с. 44).

Многолетнее послушание старцу дало плоды: Василий Николаевич был благодушен и спокоен, просвещаемый умною молитвой Иисусовой опытно познавал действия человеческих страстей и лукавых духов. Многих благодатных даров сподобил Господь благочестивого мирянина, однако, до поры это было сокрыто от мира, лежащего во зле. И вот приблизилось время, когда он должен был выйти на служение людям.

1917 г. коренным образом изменил жизнь России. Руководство страной оказалась в руках безбожной власти. Стать монахом в то время уже было подвигом. В 1920 г. Василий Николаевич становится послушником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, а через два месяца принимает постриг с наречением имени Варнава в честь св. ап. Варнавы и в память своего духовного отца (2, с.29; 3, с. 67).

О духовной высоте инока Варнавы (Муравьева) можно судить уже по тому, что после пострижения в монашество, он вскоре был рукоположен в иеродиакона, а менее чем через год – в иеромонаха (7, с. 90). Ведущую роль в этом сыграло многолетнее окормление у великого старца Варнавы Гефсиманского, которое явилось кратчайшим путем духовного восхождения к старчеству. Не прошло и двух лет с момента поступления в обитель, а за духовным советом к отцу Варнаве (Муравьеву) обращалась миряне, большая часть братии Лавры, маститые богословы и иерархи Церкви. Среди них можно назвать епископа Петергофского Николая (Ярушевича, †1961), свщмч. епископа Ладожского Иннокентия (Тихонова, †1937), братьев архимандрита Гурия (Егорова, †1961, в последствии – митрополит Симферопольский и Крымский), свщмч. иеромонаха Льва (Егорова, †1937), архиепископа Хутынского Алексия (Симанского, †1970, будущего Патриарха). К отцу Варнаве стали обращаться за духовным советом и окормлением, люди хорошо знакомые с явлением старчества, и ранее встречавшиеся со старцами, то есть старец Варнава (Муравьев) заслуживал их полного доверия. Так проявила себя сила духовной преемственности старчества святой Православной Церкви. Живя в миру под духовным руководством старца, и подчинив, через послушание ему, свою волю воле Божией, о. Варнава был удостоен от Бога плодов старчества – это смиренномудрие, прозорливость, пророческое служение и многие другие.

В 1926-27 гг. о. Варнава избирается на должность духовника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (7, с. 131). О высоте такого служения говорит то, что у духовника Лавры по традиции окормлялись епископы Петроградской, Новгородской и Олонецкой епархий. Избранный настоятелем и братией ставропигиальной обители старец, духовник, утверждался Предстоятелем Русской Православной Церкви, таким образом, к кандидату предъявлялись весьма высокие требования. И отец Варнава с честью прошел данный искус, приняв перед назначением на должность постриг в ангельский образ схимника с наречением имени Серафим, в честь великого Саровского чудотворца прп. Серафима. Так старчество стало истинным призванием прп. Серафима Вырицкого, Божиим даром за многолетние подвиги в упорной брани со страстями и врагом рода человеческого в послушании у великого гефсиманского старца Варнавы (Меркулова). Прп. Серафим Вырицкий стал старцем-утешителем, как и его святой наставник, для всех ищущих Спасения в жестокое время безбожной власти и войн.

Выводы:

  1. Прп. Серафим Вырицкий, через послушание прп. Варнаве Гефсиманскому, в полной мере явился преемником гефсиманской школы старчества.
  2. Формирование прп. Серафима Вырицкого как старца проходило на протяжении нескольких десятилетий в миру, что подтверждает возможность существования феномена старчества среди мирян и белого духовенства.
  3. Находясь в послушании у старца и живя в миру, тем не менее, прп. Серафим Вырицкий проявил склонность и расположенность к монашескому образу жизни, что явилось благоприятной почвой для восприятия благодати старчества.
  4. Школа старчества Гефсиманского скита не ограничилась монастырскими стенами, и вышла в мир. Духовную преемственность гефсиманского старчества через прп. Серафима Вырицкого еще предстоит изучить.