• Post author:
  • Смулов Алексей Михайлович, д.э.н., проф.,
  • Богачев Евгений Николаевич, соискатель,
  • кафедра Миссиологии,
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, РФ

Возрождение духовной жизни в современных условиях привело и приводит многих людей в лоно Православной Церкви. Что же требуется от человека принявшего Святое Крещение? На это Священное Писание устанавливает, что христианин должен знать «твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4), и не только знать, но и строить свою жизнь по Заповедям Божиим.

Все религии в своей сущности содержат наставления к духовной жизни, не является исключением и Православие. Однако значительное количество верующих имеют достаточно смутное представление об этой стороне религиозной жизни, о ее законах, что связано с низким уровнем или отсутствием религиозного и духовного образования в целом. Первой причиной современной религиозной безграмотности является, запрещенное, после 1917 г., советскими властями духовное просвещение со стороны РПЦ, как следствие отделения Церкви от государства. А равно отсутствие, за редким исключением, адекватного массового религиозного обучения в государственных образовательных учреждениях. Второй причиной является недостаточность и слабость православных катехизаторских и миссионерских институтов, только еще восстанавливаемых после нескольких десятков лет гонений на Православную Церковь в России, физического уничтожения лучших ее миссионеров и наиболее духовной части священства и мирян. Третьей причиной можно назвать взрывное появление и высокую активность большого количества разнообразных сект, а так же нетрадиционных для населения нашей страны религий, что не только не улучшает условий для духовно-нравственного и религиозного просвещения, но зачастую наносит прямой вред психическому здоровью человека.

Преподобный Леонид (в схиме Лев) Оптинский (†1841) еще в начале XIX в. говорил о религиозной и духовной непросвещенности народа: «Особенно в простонародии многие погибают от неразумения и нуждаются в духовной помощи» [цит. по 1, с. 67]. Именно духовный наставник, а в высшем своем проявлении – старец, может оказать неоценимую помощь в духовной жизни человека на его пути к Спасению.

Старчество как аскетическая практика подразумевает наличие двух человек – наставника и ученика. Отцы Церкви, видя немощь человека, его своеволие и духовную слепоту, необходимость поддержки и подробных указаний на пути Спасения, указывали на устроение жизни новоначального инока или мирянина под руководством духовно опытного человека. Как следствие этого в монастырях сложилась благочестивая традиция вверять новоначального инока под руководство опытно прошедшего путь духовного трезвения монаха. Так, игумен (настоятель) монастыря выбирал наставника-старца и поручал ему руководство новоначальным. В данном случае под старцем подразумевался духовно опытный монах, старший над группой иноков и являющийся для них духовным руководителем. По мере духовного роста новоначального он передавался игуменом в послушание другому еще более опытному в духовной жизни старцу [2, сс. 106,301].

Мирянам же, в начале пути к Спасению, необходимо жить под руководством духовника или духовного отца, кем является приходской священник, или обращаться за советом к преуспевшему в духовной жизни мирянину. Только достигший определенных духовных высот человек, для дальнейшего духовного роста, может прибегнуть к поиску духовного наставника – старца близкого к святости.

В данном случае старец – это харизматик, обладающий дарами Духа Святого, в том числе даром рассуждения и различения духов, достигший бесстрастия и способный руководить новоначальными иноками и мирянами на пути Спасения. Благодатный старец является искусным врачом, видящим глубины души человеческой, зарождение в ней зла и его причины, указывающим точный способ лечения душевных и духовных недугов.

Начало поиска духоносного старца всегда предваряется длительным путем духовного трезвения под руководством и по совету наставника. Порывы к духовным высотам, часто встречающиеся у новообращенных мирян и новоначальных иноков ищущих состояний человека совершенного в духовной жизни, могут привести к погибели души, психическим и психологическим травмам, уклонению от подлинных традиций старчества в младо-, лжестарчество, гуруизм. Такие искажения в понимании старческого руководства Преданием Церкви в наше время, в частности, указываются в Определении Священного Синода РПЦ от 28-29 декабря 1998 г., журнал № 114 [3, с. 98].

У достигшего определенной духовной высоты человека выбор благодатного духовного наставника – старца является первым и существенным этапом в старческом окормлении. Данный процесс подразумевает не только поиск руководителя, который должен обладать всеми сущностными чертами старца, но и предъявляет большие требования к жаждущему старческого руководства. Именно на ученике, требованиях, предъявляемых к нему и его отношении к старцу остановим внимание.

Наставники святые или близкие к святости во все времена были большой редкостью. Так в X-XI вв. прп. Симеон Новый Богослов (†1022) показывает трудность поиска духоносного наставника: «Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе руководителя бесстрастного и святого…знай, что во дни сии много явилось прелестников и лжеучителей»[4, с.18]. Прп. Нил Сорский (†1508) наставляет учеников: «И се убореша святые отцы: яко и тогда едва обреташеся учитель непрелестен таковым вещем; ныне же, до зела оскудевшим, подобает искати люботрудне» [5, с.25], а свт. Игнатий (Брянчанинов, †1867) говорит: «И то сказали святые Отцы, что и тогда едва можно было найти непрелестного учителя таким предметам; ныне же, когда они оскудели до крайности, должно искать со всею тщательностию» [6, с. 131].Тем более, после десятилетий безбожной власти и гонений на Церковь, в России затруднителен поиск духоносного старца.

Святые Отцы утверждают, что перед началом поиска руководителя ученик должен до определенной степени познать себя, выделить наиболее порабощающие его страсти, рассмотреть движения своей души. Можно сказать, что ученику, для осуществления верного выбора, предстоит уловить, выявить родство собственного внутреннего устроения и внутреннего устроения старца. Для ученика необходимостью является найти такого старца, который был бы опытен во врачевании страстей ученика. На это указывает, например, прп. Иоанн Лествичник (†649, предположительно): «По качествам страстей наших, – говорит он, – должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение, и сообразно с тем такого и избирать», «…должно искать … руководителей … по нраву и местопребыванию своему приличных нашим недугам» [7, слово 4, гл. 6].

Некоторое познание себя непременно должно быть связано с осознанием своей духовной неопытности и немощи, что всегда лежало в основе поиска учеником старца. «Если кто не позаботится наперед долгим молением с милостыней, постом и бдением, познать себя самого и свою немощь, то он не может познать и того, что без духовного отца, руководителя и учителя нельзя человеку соблюсти, как должно, заповеди Божии, жить вполне добродетельно и не быть уловленному сетьми диавольскими», – указывает прп. Симеон Новый Богослов [9, сс. 11-12].

Понятно, что выбор духовного наставника – старца подвижником достаточно высокой созерцательной жизни во многих случаях не связан с рациональными рассуждениями, а в идеальном случае ученику указывается путь свыше, и он получает руководителя как дар от Бога, в ответ на духовное и душевное усилие со своей стороны. Прп. Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях» говорит: «Если кто хочет истинно всем сердцем исполнять волю Божию, то Бог … его … всячески наставит по воле Своей. … кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою» [10, поуч. 5]. «Часто и со всем усердием, – говорит святой Симеон Новый Богослов, – моли Бога показать тебе человека, могущего добре поруководить тебя; и кого укажет тебе Бог, тайно ли, действием благодати Своей, или явно, через какого-нибудь раба Своего …» [9, сс. 12-13]. Но духоносные отцы предупреждают, что дается такой дар далеко не каждому, предупреждают будущего ученика быть осмотрительным, чтобы не впасть в прелесть и не погубить душу свою. Свт. Филарет (Дроздов, †1867) указывает: «… благодатное общение всегда готово для человека со стороны Бога, но человек с своей стороны не всегда готов для общения с Богом и требует большего или меньшего приготовления, смотря по тому, в каком состоянии обыкновенно находится и к чему приготовляется» [11].

При рекомендациях в поиске духовного наставника – старца, святые Отцы подразумевают высокий духовный уровень и самого ученика. Так у прп. Иоанна Лествичника находим: «Когда мыв намерении и разуме смиренномудрия, желаем…вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача – на больного, вместо бесстрастного – на человека, обладаемого страстями, вместо пристани – в пучину, и таким образом, не найти готовой погибели» [7, слово 4, гл. 6]. Слова прп. Леонида (в схиме Льва) Оптинского: «Свой своего найдет» [1, с. 53] указывают нам не только на искренность желания, но и высоту духовного развития, на очищенную покаянием душу желающего спасения под руководством святого отца-старца.

«Исследуй и сам Божественные Писания, – говорит прп. Симеон Новый Богослов, – и особенно деятельные писания святых отцов, чтобы, с ними сличая то, чему учат тебя учитель и настоятель, мог ты, как в зеркале, видеть, насколько они согласны между собой» [4, с. 18]. Свт. Феофан Затворник (Говоров, †1894) указывал: «При определении их [старцев – авт.] должно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение» [8, с. 87]. В данном случае Святые Отцы подразумевают наличие у желающего принять старческое окормление разум смиренномудрия, проницательность и рассуждение, навык рассмотреть, испытать, искусить предполагаемого наставника, что является результатом долгих аскетических подвигов и молитвы самого ученика. Так рассуждение, по мнению отцов Церкви, есть действие Божественной благодати Святого Духа в душе человека. Священное Писание нам говорит: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Петр. 1:5). Что подразумевает для ученика пройти длительный и трудный путь духовного трезвения перед началом поиска старца-наставника. Наибольшее внимание желающему окормляться у старца необходимо уделять изучению Священного Писания и деятельных творений Святых Отцов.

Осознавая трудность поиска старца с идеальными чертами, у ученика может возникнуть соблазн иметь несколько наставников, каждый из которых имеет тот или иной дар от Бога. Святые Отцы, отсекая возможность такого соблазна, для духовной пользы наставляемого советуют иметь одного старца для духовного руководства. Прп. Григорий Синаит обращает внимание на то, что: «Не всех вопрошать надо, но одного того, которому и других управление вверено… Ибо не всем принадлежит руководить и других… Почему премудрый Сирах и говорит: “мирствующие с тобою да будут мнози, советницы же твои един от тысящ” (Сир. 6:6)» [12, с. 282].

После же того, как выбор сделан, начинается второй этап. Он заключается во всецелом послушании избранному наставнику, отречению от своей воли, мыслей, желаний. Завет ученика с учителем возможен только при условии самоотверженной любви. Подчинение старцу подразумевает не отрицание свободной воли человека, а рассматривается как следование за Господом Иисусом Христом, рабство Ему, освобождающее человека от власти страстей и греха. Святые Отцы пишут: «Найдя же такого и к нему, как к родному отцу сын отцелюбивый, прилепившись телом и духом, пребывай с того времени весь в его повелениях и с ним во всем согласуйся, смотря на него, как на Самого Христа, а не как на человека» [13, сс. 398-399]. Вера в помощь Божию требуется ученику, как при избрании старца, так и в самом процессе послушания по отношению к старцу. От твердости веры зависит весь успех старческого окормления и духовного роста ученика.

Ученик, предавая себя в полное послушание старцу, тем не менее, должен тщательно и со всем вниманием исследовать то, чему его наставляет старец. В случае же явных несогласий действий наставника с Преданием Церкви святые Отцы говорят о возможности оставления старца. Преподобный Пимен Великий (†ок.450) повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным [14].

Итак, долг каждого, начинающего путь духовной жизни под руководством старца, состоит прежде всего в том, чтобы найти наставника-старца. И этот поиск составляет предмет особой заботы ученика, требующий нередко значительных усилий с его стороны, искренней молитвы к Богу, как наилучшей помощи при избрании наставника.

Выводы:

  1. При желании человека поступить в послушание к святому или близкому к святости старцу, ученику необходимо пройти путь духовного трезвения под руководством опытного наставника(этап первый) и обладать: определенным самопознанием, осознанием своей духовной неопытности и немощи, приобретенным смирением, навыком молитвы, усердием к исполнению воли Божией и сильной верой, некоторым природным дарованием рассуждения, достаточным духовным образованием (знать Священное Писание и творения Святых Отцов).
  2. Вторым этапом становится отсечение своей воли послушником и отдание себя в полное послушание старцу, откровение ему помыслов, недоверие своему мнению, вера и доверие своему старцу, что требует от пасомого высокого уровня духовного развития и больших усилий. Тем не менее, послушник, по совету Святых Отцов, должен продолжать изучение Священного Писания и Святоотеческих творений, чтобы сопоставлять наставления старца с Преданием Церкви.
  3. Сказанное выше, в нынешнее время, скорее редкое исключение и в значительной степени сокращает круг людей, которые могут воспользоваться старческим окормлением.